Лексический запас дошкольника

Лексический запас - это запас всех слов человека. Говоря о словаре дошкольника можно услышать про пассивный и активный словарь. Пассивный словарь - это те слова которые ребёнок понимает, а активный - это те слова которые использует в своей активной речи при общении, в играх.

Существует предметный словарь (слова - существительные), словарь признаков (слова - прилагательные), словарь действий (глаголы).

Рассмотрим показатели нормы:

Словарь взрослого человека зависит от уровня образования, от жизненного опыта, прочитанной литературы, просмотра тв-передач, прослушивания радио, песен и прочего. 

Когда Вы слышите незнакомые слова - хочется ли Вам узнать их значение?

Взрослый выступает источником знаний для дошкольника, и уровень развития словаря взрослого напрямую влияет на уровень развития словаря дошкольника! Помогайте вашим детям пополнять их словарный запас!

Это можно сделать с помощью игр, например:

  1. Для развития пердметного словаря (существительных):

"Я знаю 5..." (имён, цветов, планет, профессий, озёр, рыб, городов и т.д.)

    2. Для развития словаря действий (глаголов):

“Что происходит в природе”

Человек легко находит,

Что в природе происходит.

Солнце (что делает?) – светит, греет.

Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.

Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.

 

Игра с мячом “Кто как передвигается?”

Кто летает, кто плывёт,

Кто ползёт, а кто идёт.

Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.

Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.

Ползают – змеи, гусеницы, черви.

Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.

3. Для развития словаря признаков (прилагательных):

Игра «Скажи наоборот»

Цель игры: расширять словарь антонимов.

Ход игры: у этой игры есть два варианта.

А) Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:

Дедушка старый, а внук…

Дерево высокое, а куст…

Дорога широкая, а тропинка…

Перо легкое, а гиря…

Б) Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:

Пирожное сладкое, а лекарство…

Ночью темно, а днем…

У волка хвост длинный, а у зайца…

Чай горячий, а лед…

 

Игра «Подбери словечко»

Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.

Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.

Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).

 

Игра «Из чего сделано?»

Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».

 

Учитель-логопед Рощина Н.А., март 2024