Конь Витёк про Пифагора и математику

Цок-цок-цок… Здравствуйте, мои любезные!

Хочу сегодня с вами о музыке поговорить. И сразу о математике. Удивились? Вы что же, думаете, что математика и музыка никак не связаны? А вот и нет! Точнее, а вот и да – они связаны! Да еще как!

Про Пифагора слышали? Это великий древнегреческий философ и математик. Он прекрасно играл на лире, на духовых и ударных инструментах и еще в VI веке до нашей эры сделал музыку предметом науки, ввел понятие «гармонии музыки», связал музыкальные интервалы с числами.

Согласно легенде, Пифагор первым обнаружил, что музыкальные ноты можно перевести в математические уравнения. Одна из легенд утверждает, что Пифагор зашёл в кузницу и начал пробовать каждый из молотков на звучание. В результате он решил, что звук зависит от размера молотка, а в основе музыки лежит математика.

Сама по себе легенда, с точки зрения музыкантов и физиков, неверна, так как высота звука зависит от частоты колебаний: чем больше частота колебаний источника звука, тем выше издаваемый им звук. Как бы то ни было, учение Пифагора стало основой для открытий в области теории музыки.

Наш мир наполнен звуками – тихими и громкими, музыкальными и шумовыми, успокаивающими и раздражающими. Музыкальные звуки, образующие музыкальное произведение, подчиняются определенному ритму.

А Вы знаете, что при прослушивании и исполнении музыки у человека работают сразу несколько отделов головного мозга? Психологи говорят, что та часть мозга, которая развивается при занятиях музыкой, является определяющей и в развитии математических способностей.

Значит, если Ваши дети будут посещать детский сад и ходить на музыкальные занятия, им проще будет освоить математику в школе. Да-да-да! Судите сами.

Элементарные математические представления складываются из таких простых понятий как круг, квадрат, длина, ширина, высота и многое другое. Эти понятия отражаются на всех музыкальных занятиях в детском саду.

Музыкальное занятие начинается с музыкально-ритмических движений, которые выполняются в кругу. Детсадовцы никогда не спутают его с квадратом! И с треугольником не спутают!

При прослушивании музыкальных произведений дети учатся их сравнивать. А сравнение – математическая операция. Разбирая музыкальное произведение, они определяют количество частей в нем (одночастная, двух- или трехчастная форма). И точно определяют! Я сам слышал!

В процессе разучивания танцев музыкальный руководитель использует термины «вверх», «вниз», «влево», «вправо». Все движения танцоров выполняются под счет. При движении друг за другом дети учатся соблюдать дистанцию (одинаковое расстояние).

Не сразу, но у них и это получается! Представляете? Я всегда любуюсь нашими воспитанниками, когда они танцуют! И так радуюсь, что хочется с восторгом крикнуть: «И-го-го»! И вихрем промчаться вместе с ними!

В музыкально-дидактических играх дети определяют высоту регистров, высоту звуков и тем самым закрепляют понятия о высоте. В ритмических играх они знакомятся с понятиями «длинный» и «короткий» звук, что способствует развитию их математических представлений.

Вот так-то! А вы удивлялись – где математика и где музыка? Рядышком они, близко-близко. И я всегда рядышком. Потому что люблю и математику, и музыку. А пока разрешите откланяться. Цок-цок-цок…

март, 2022