Лексический запас дошкольника
Лексический запас - это запас всех слов человека. Говоря о словаре дошкольника можно услышать про пассивный и активный словарь. Пассивный словарь - это те слова которые ребёнок понимает, а активный - это те слова которые использует в своей активной речи при общении, в играх.
Существует предметный словарь (слова - существительные), словарь признаков (слова - прилагательные), словарь действий (глаголы).
Рассмотрим показатели нормы:
Словарь взрослого человека зависит от уровня образования, от жизненного опыта, прочитанной литературы, просмотра тв-передач, прослушивания радио, песен и прочего.
Когда Вы слышите незнакомые слова - хочется ли Вам узнать их значение?
Взрослый выступает источником знаний для дошкольника, и уровень развития словаря взрослого напрямую влияет на уровень развития словаря дошкольника! Помогайте вашим детям пополнять их словарный запас!
Это можно сделать с помощью игр, например:
- Для развития пердметного словаря (существительных):
"Я знаю 5..." (имён, цветов, планет, профессий, озёр, рыб, городов и т.д.)
2. Для развития словаря действий (глаголов):
“Что происходит в природе”
Человек легко находит,
Что в природе происходит.
Солнце (что делает?) – светит, греет.
Ручьи (что делают?) – бегут, журчат.
Птицы (что делают?) – прилетают, вьют гнёзда, поют.
Игра с мячом “Кто как передвигается?”
Кто летает, кто плывёт,
Кто ползёт, а кто идёт.
Летают – птицы, бабочки, мухи, комары, жуки, стрекозы.
Плавают – рыба, дельфины, киты, моржи, акулы.
Ползают – змеи, гусеницы, черви.
Прыгают – блохи, кузнечики, зайцы, лягушки, жабы.
3. Для развития словаря признаков (прилагательных):
Игра «Скажи наоборот»
Цель игры: расширять словарь антонимов.
Ход игры: у этой игры есть два варианта.
А) Первый вариант легче, так как ребёнок в своих ответах опирается не только на речь взрослого, но и на картинный материал:
Дедушка старый, а внук…
Дерево высокое, а куст…
Дорога широкая, а тропинка…
Перо легкое, а гиря…
Б) Второй сложнее, так как опора происходит только на речь взрослого:
Пирожное сладкое, а лекарство…
Ночью темно, а днем…
У волка хвост длинный, а у зайца…
Чай горячий, а лед…
Игра «Подбери словечко»
Цель игры: расширять словарный запас, развивать умение согласовывать прилагательное с существительным.
Ход игры: В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.
Про что можно сказать «свежий»? Воздух, огурец, хлеб, ветер; «старый» (дом, пень, человек, ботинок); «свежая» (булочка, новость, газета, скатерть); «старая» (мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее» (молоко, мясо, варенье); «старое» (кресло, сиденье, окно).
Игра «Из чего сделано?»
Цель игры: закреплять в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.
Ход игры: Педагог бросает мяч ребенку и говорит: «Рукавички из кожи», а ребенок, возвращая мяч логопеду, отвечает: «Кожаные».
Учитель-логопед Рощина Н.А., март 2024