Отчет о проделанной работе за второе полугодие

2017 – 2018 учебного года.

Прошедшее учебное второе полугодие 2017-2018 учебного года было очень интересным и насыщенным. Многообразие мероприятий заинтересовывали и вовлекали не только детей, но и их родителей. Совместная подготовка, участие в конкурсах благотворно сказалась на взаимоотношении детей, родителей и педагогов.

Цель: совершенствовать работу в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.

Актуальность поднимаемой нами проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.

Удивительный мир природы встречает ребёнка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки, у крошечной лужицы. Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. 

В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, ко всему живому. Ежегодная диагностика выявляет, что дети практически незнакомы с растительным миром нашего края. Из деревьев и кустарников они называют ель, березу, сосну. Единицы указывает птиц, животных, насекомых, обитающих в лесах, живущих рядом с нами. В связи с этим возникает необходимость показать ребенку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором он живет.

Для работы по использованию регионального компонента в ДОУ была обогащена развивающая среда. Созданы в группе условия для экологического воспитания: развивающей среды, фонда методических, наглядно-иллюстративных материалов. Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечения адекватного взаимодействия взрослых с детьми проводили работу с родителями. Родители приняли активное участие в создании и обогащения развивающей среды. Проводилось анкетирование, родительские собрания по данной теме. Иллюстрации были оформлены в альбомы “Птицы нашего края”, “Животные Кемеровской области”, “Деревья и кустарники”, “Грибы и ягоды” и т.д.

В ДОУ оформлена “Красная книга”, которая знакомит детей с охраняемыми растениями и животными Кемеровской области. Знакомство с природой родного края осуществляется через экскурсии, на прогулках, во время наблюдений.

- Наблюдение – ведущий метод экологического воспитания. Познание в процессе наблюдений морфофункциональных особенностей живых существ, их взаимосвязи со средой обитания, многообразие видов, процессов роста и развития растений и животных. Наблюдения в повседневной жизни – ведущая форма приобщения детей к окружающей природе. Требования к проведению наблюдений. Циклы наблюдений за объектами природы: определение содержания отдельных наблюдений, построение их последовательности, планирования. Разработка циклов наблюдений за сезонными явлениями, ростом и развитием растений и животных зеленой зоны детского сада.

- Организация и проведение опытнической работы с объектами природы Родного края, модернизирующая деятельность с ними. Наблюдение за изменениями природных объектов, прослеживание и обсуждение их взаимосвязей со средой обитания. - Календари природы и их роль в экологическом воспитании. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы; работа с календарем. Фиксация роста и развития растений в календаре. Зимняя подкормка птиц, ее природоохранное значение. Календарь наблюдений за зимующими птицами и работа с ними. Проводится “День туриста”, в котором активное участие принимают специалисты детского сада и родители. Дети не только наблюдают явления и объекты природы в естественной обстановке, но и участвуют в веселых играх и соревнованиях.

Вместе с детьми родители принимают участие в экологических праздниках и конкурсах, которые проводятся в детском саду (“Чудеса с осенних грядок”, “Огород на окне”, “Флористика” и др.). - Прогулки, экскурсии, походы с детьми на природу, их роль в экологическом воспитании. Знакомство детей с лесом, рекой прудом, озером, лугом, поляной, как экосистемами. Организация наблюдений за растениями и животными в их естественной среде обитания; прослеживание взаимосвязей, цепочек питания в сообществах живых организмов.

В уголке природы собрана коллекция плодов и семян, спилов деревьев и кустарников местных пород, изготовлен гербарий. Выделены природные зоны, которые знакомят детей не только с животными разных материков, но и с обитателями родного леса. Все полученные знания дети закрепляют через специально изготовленные дидактические игры “В гости к лесу”, “С кем дружит ель”, “Кто живет в лесу”, “Правила поведения в лесу” и др. В подготовительной группе, где осуществлялась наша практическая работа, в уголке природы имеется большое количество разнообразных растений в горшках. Итак, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой, в том числе и с природой Кузбасса.

Индивидуальная работа с детьми проводится в свободное от занятий и прогулок время. С большим интересом дети занимаются в студии “Волшебный сундучок”, помогают детям изучать обряды народов Сибири, сказки, игры, песни; сочинять истории, знакомят с обитателями наших лесов. Нами были прочитаны детям следующие стихи Н. Бромлей» наш дом родной ,наш общий дом», С. Бывальцева «Люблю свой край», Н.Никитина «Сибирь»: «Почему осенью – листопад?», «Чем пахнут ветра?», «Весенние хлопоты», отрывки из произведения «Четырехэтажная тайга», чтение сказок М.Сергеева  «Давным-давно» др. Знакомство с журналом «Сибирячек»

После прочтения каждого произведения с детьми проводилась беседа, где нами задавались вопросы детям по содержанию стихотворения или рассказа, по особенностям описания природы Родного края.

Просмотр видеофильмов «Колодец» планеты», рассматривание глобуса, карты иркутской обл. , рассматривание альбомов о Кузбассе, прослушивание аудиозаписи «шум волн», «шум ветра », «пение птиц» и др., создание фотовыставки, составление пищевых цепей, дидактической игры, КВН, викторины, изо рисование.

Большая работа проводится по ознакомлению детей со сказками народов Сибири. Экологические сказки развивают интерес и представления детей о природе, животном мире, богатстве родного края, его достопримечательностях, занятиях людей. Их использование в воспитательном процессе позволяет ненавязчиво осуществлять экологическое образование дошкольников.

Анализ результатов экспериментальной работы

Дошкольное природоведение ставит своей целью формирование элементарной системы знаний о живой и неживой природе (умение различать "живое", "неживое"), некоторых существенных особенностях растений и животных как живых организмов, влиянии факторов внешней среды на их жизнь, взаимодействии растений и животных в условиях экосистемы (лес, луг, поле и др.), взаимоотношениях человека и природы; подведение детей к пониманию и установлению доступных для этого возраста разнообразных связей и зависимостей, существующих в природе.

Важным компонентом проверки знаний, умений и навыков служит диагностика, определяющая индивидуально-психологические особенности личности с целью оценки их состояния и прогнозирования дальнейшего развития. Процедура диагностики состоит из сбора педагогической диагностической информации и постановки диагноза для последующих рекомендаций. Получить нужную информацию можно в условиях образовательного учреждения, а также при кратком обследовании с применением ряда методик, например беседы, серии игровых заданий, теста и др.

В соответствии с критериями оценки ответов выявили уровень знаний дошкольников о природном окружении, сформированости умений устанавливать разнообразные связи, зависимости между объектами и явлениями природы, взаимодействии человека и природы. В проведении итоговой диагностике ребята показали высокий уровень знания регионального компонента.

Каждый педагог приготовил свою тему выступления и практическую часть:

Чернова О.Д.

Теория: «О некоторых аспектах Экологического воспитания дошкольников в процессе слушания музыки»

Практика:  Музыкальное занятие с экологическим содержанием.

Рощина Н.А.

Теория: Логопедические игры с экологическим содержанием

Практика: игра

Полыгалина С.В.

Теория:  Методы и приемы  экологического воспитания во второй младшей группе.

Рассказать, как используются в экологическом воспитании – беседа, рассказ,  чтение художественной литературы

Практика: дидактическая игра

Андронова А.В.

Теория: Методы и приемы  экологического воспитания в средней  группе.

Рассказать, как используются в экологическом воспитании -  труд уголке в природы.

Практика: познавательное занятие по экологическому воспитанию

Колобовникова Н.В.

Теория: Методы и приемы  экологического воспитания в средней  группе.

Рассказать, как используются в экологическом воспитании - опыты и экспериментирование.

Практика: познавательное занятие по экологическому воспитанию (опыты и экспериментирование).

Бондарева Н.В.

Теория: Методы и приемы  экологического воспитания в старшей  группе.

Рассказать, как используются в экологическом воспитании – наблюдение.

Практика: наблюдение

Прохоренко Д.В.

Теория: Методы и приемы  экологического воспитания в старшей  группе.

Рассказать, как используются в экологическом воспитании – подвижные или игры природоведческого характера

Практика: подвижная игра.

Клепикова И.Н.

Теория: Методы и приемы  экологического воспитания в подготовительной  группе.

Рассказать, как используются в экологическом воспитании - экскурсия

Практика: познавательное занятие по экологическому воспитанию.

Рощина О.М.

Теория: Методы и приемы  экологического воспитания в подготовительной  группе.

Рассказать, как используются в экологическом воспитании – игры словесные, настольно-печатные игры.

Практика: игры словесные, настольно-печатные игры.

Результатами нашей работы по использованию регионального компонента в экологическом развитии детей, считаю, способствует воспитанию любви детей к природе, сопереживание к ее бедам, желанию бороться за ее сохранение. В дальнейшем планирую работу по это же теме.